18 показателей вовлечённости пользователей в мобильное приложение

Для анализа вовлечённости пользователей в мобильное приложение существует множество метрик, но совсем не обязательно отслеживать все из них. Цели и задачи бизнеса, категория мобильного приложения напрямую влияют на то, какие показатели вовлечённости требуют особого внимания в каждом конкретном случае. Например, для приложений электронной коммерции подходят такие метрики вовлечённости, как количество добавленных в корзину товаров, коэффициент отказа от корзины. Для социальных сетей важными метриками будут количество времени, затрачиваемое на всё приложение и отдельные экраны, количество кликов, комментариев и другой пользовательской активности.
В статье мы поговорим о часто используемых показателях для отслеживания вовлечённости пользователей, важности сбора данных и подходящих аналитических инструментах.
Содержание
1. Количество загрузок
2. Скорость активации
3. Привлечение пользователей
4. Количество активных пользователей
5. Вовлечённость пользователей
6. Продолжительность сессии
7. Экраны, которые посещают пользователи
8. Коэффициент удержания
9. Коэффициент оттока
10. Коэффициент конверсии
11. Коэффициент кликабельности
12. Показатель отказов
13. Процент отказов
14. Индекс потребительской лояльности
15. Индекс удовлетворённости пользователей
16. Отзывы пользователей и рейтинг приложений
17. Оплата за приобретение (CPA)
18. Пожизненная ценность клиента
Немного о системах аналитики
Почему важны показатели вовлечённости пользователей
Пользу показателей вовлечённости мобильных приложений сложно переоценить. Эти данные помогают понять как целевая аудитория принимает продукт, какие задачи решает с его помощью, на какие платные функции приложения пользователи предпочитают тратить деньги, а какие не пользуются особым спросом. Статистика поможет понять откуда приходят пользователи и какие маркетинговые каналы лучше всего справляются со своей задачей, находят ли пользователи приложение настолько полезным и удобным, чтобы рекомендовать друзьям?

Анализируя и улучшая показатели вовлечённости на основе полученных данных, вы сможете не только привлечь новую аудиторию, но и увеличить потенциал продаж, повысить лояльность клиентов и конкурентоспособность бизнеса.
Теперь давайте разберёмся, какие показатели вовлечённости пользователей помогут оценить производительность приложения.

1. Количество загрузок
Для получения этой информации не нужно обращаться к сторонним инструментам, все данные доступны в Google Play Console и App Store Connect. Если число загрузок ниже ожидаемого, подумайте об оптимизации страницы приложения или дополнительной рекламе.
Однако опираться только на количество загрузок не стоит. Некоторые называют количество скачиваний метрикой тщеславия. Эти цифры поднимают настроение, показывают, на сколько эффективно работает маркетинг, но ничего не говорят о пользе продукта, поскольку нет никаких гарантий, что все скачавшие приложение не удалили его почти сразу после установки. Гораздо важнее большого количества загрузок получить пользователей, которые действительно будут пользоваться приложением.

2. Скорость активации (Activation rate)
После того, как пользователи установят приложение, необходимо подтолкнуть их к активации продукта: первому запуску, созданию учётной записи, оформлению подписки, завершению настроек или просмотру определённого экрана. Событие активации выбирается в соответствии со спецификой приложения.
Скорость активации рассчитывается по формуле:
Скорость активации (%) = (количество активаций за заданный период / количество установок приложения за тот же период) * 100%
Для отслеживания скорости активации выберите интересующее вас событие приложения и интегрируйте в код приложения набор средств разработки программного обеспечения (SDK) стороннего аналитического инструмента.

3. Привлечение пользователей
Маркетинговые кампании помогают привлечь к продукту внимание пользователей. Чем больше пользователей удалось привлечь, тем эффективнее работает отдельно взятый маркетинговый канал. Анализ метрики поможет понять, какие каналы генерируют наиболее ценный трафик.
Google Play Console и App Store Connect предоставляют подробные данные о привлечённых пользователях.

4. Количество активных пользователей
Приложение можно считать успешным, если им регулярно пользуются. Количество установок ещё ни о чём не говорит, ведь из 500 000 установивших приложение реально пользоваться им может 1 500 человек.
Узнать, сколько пользователей используют ваше приложение после установки, помогут современные инструменты аналитики, в том числе сервисы, встроенные в App Store и Google Play Store. Отслеживайте количество ежедневно активных пользователей (DAU), еженедельно активных пользователей (WAU) и ежемесячно активных пользователей (MAU).

Активными пользователями считаются все, кто хотя бы раз открыл приложение и выполнил в нём какие-то действия в установленные сроки (день, неделя, месяц). Если аудитория регулярно тратит время на ваше приложение, значит, у вас получилось сделать действительно полезный и классный продукт.

В зависимости от специфики приложения, активными пользователями считаются те, кто:
  • регулярно запускают мобильное приложение для получения информации (новостные приложения, приложения для соцсетей, прогноз погоды);
  • пишут посты, комментируют, ставят лайки и делают репосты в течение определённого времени. Это особенно актуально для приложений соцсетей и потоковой передачи аудио/видео;
  • совершают покупки.

5. Вовлечённость пользователей
Вовлечённость пользователей или «липкость» приложения (Sticky Factor) — метрика, показывающая как часто пользователи возвращаются в приложение. Для расчёта нужно знать DAU, WAU и MAU:
недельная степень вовлеченности = DAU / WAU * 100%
месячная степень вовлеченности = DAU / MAU * 100%

Пример: 400 ежедневных пользователей / 2000 ежемесячных пользователей *100% = 20%. Это означает, что среднестатистический пользователь пользуется приложением 6 дней из 30.
Нормативного показателя вовлечённости нет, но считается, что необходимо стремиться к 100%, хотя даже 30% — довольно хороший показатель. Низкий показатель «липкости» говорит о том, что приложение не интересно пользователям, не решает их задачи. Когда уровень «липкости» опускается до 5%, необходимо подключать push уведомления, добавлять новые функции, скидки и различные бонусы, чтобы привлечь внимание аудитории. Предложите причину, по которой люди должны вернуться к вам.

6. Продолжительность сессии
Ещё одна метрика для измерения вовлечённости относится к количеству часов, проведённых в приложении, — Average Session Length (ASL). Можно отслеживать:
среднюю продолжительность сессии (Средняя продолжительность сессии = общее время использования приложения / общее количество сессий приложения);
среднедневные сеансы одного пользователя (Среднее количество ежедневных сессий на пользователя = количество ежедневных сессий / количество ежедневных активных пользователей);
интервал сессий — промежуток времени между запусками приложения пользователем. Если интервал увеличивается, снижается уровень вовлечённости.
Для получения подробной информации о продолжительности сессии придётся обратиться к сторонним аналитическим инструментам.

7. Экраны, которые посещают пользователи
Лучше понять, как пользователи взаимодействуют с приложением, поможет информация о часто посещаемых экранах, совершаемых действиях, перемещении между экранами и о том, какие экраны чаще других приводят к выходу из приложения. Так вы сможете узнать наиболее интересные для пользователей разделы приложения.
При анализе посещаемых экранов обращайте внимание на:
  • количество экранов за сеанс — показывает, насколько пользователи вовлечены в приложение;
  • экраны с самым коротким и самым длительным временем просмотра;
  • экраны с наибольшим количеством взаимодействий — поможет определить «крючки» приложения, которые можно использовать для повторного вовлечения пользователей и привлечения новых.
Для отслеживания метрики подойдёт Google Analytics или SDK другого аналитического инструмента.

8. Коэффициент удержания
Коэффициент удержания клиентов (Retention Rate) показывает, сколько пользователей возвращается в приложение после его установки.
Коэффициент удержания (RR) = вернувшиеся пользователи / общее число пользователей, установивших приложение * 100%.

В качестве периода для расчёта чаще всего берут месяц. Вы можете сравнить определённую категорию пользователей, активно использующих приложение в апреле, с этой же категорией пользователей, взаимодействующих с продуктом в марте. Так вы узнаете, сколько человек осталось с вами, а сколько ушло.

Например, в марте приложение скачало 4 000 человек, в апреле им продолжало пользоваться 2 000 человек. Коэффициент удержания = (2000/4000) * 100 = 50%.

Низкий коэффициент удержания — это норма для навигационных карт, справочников, приложений с афишей городских мероприятий, бизнес-приложений и финансовых сервисов.

Высокий коэффициент следует ожидать от приложений, предполагающих ежедневную активность: новостных приложений, мессенджеров, интерактивных игр с ежедневными бонусами. Если коэффициент удержания низкий, ищите причины плохого возврата аудитории.
Отследить коэффициент удержания можно в App Store Connect и Google Play Console.

9. Коэффициент оттока
Коэффициент оттока (Churn Rate) показывает процент аудитории, переставшей использовать приложение.

Коэффициент оттока = 1 - Коэффициент удержания (RR)
В примере выше коэффициент удержания составил 50%, получается, что коэффициент оттока тоже 50% (1 – 0,5 = 0,5 или 50%). Для этого показателя нет нормативных значений, но чем меньше будет отток, тем лучше.

Показатель позволяет отследить, какие обновления или элементы приложения вызывают негативный пользовательский опыт и исправить эти ошибки, чтобы не потерять аудиторию. Коэффициент оттока, как и скорость удержания, можно отслеживать в App Store Connect и Google Play Console.

10. Коэффициент конверсии
Выпуская мобильное приложение, каждый владелец ожидает, что пользователи будут активно его устанавливать и использовать, подпишутся на обновления, оформят подписку и т.д. Коэффициент конверсии показывает процент пользователей, совершивших действия, которые вам хотелось.
Коэффициент конверсии (%) = (количество пользователей, выполнивших определённое действие / общее количество пользователей) * 100%
Коэффициент конверсии помогает узнать, какие функции приложения пользуются наибольшим вниманием, а также оценивать целесообразность добавления новых функций.

Отследить коэффициент конверсии можно в App Store Connect и консоли Google Play, для получения более широких сведений необходимо интегрировать в приложение SDK стороннего аналитического инструмента.

11. Коэффициент кликабельности
Коэффициент кликабельности (CTR) показывает, насколько хорошо ваша рекламная ссылка привлекает людей в приложение.
Коэффициент кликабельности (%) = (общее количество кликов / общее количество показов) * 100%

Анализ CTR помогает оценивать эффективность рекламных кампаний и push-уведомлений, их способность подталкивать пользователей к выполнению необходимого вам действия (установка, регистрация, переход, совершение заказа).
Информацию о коэффициенте кликабельности предоставляют все рекламные платформы.

12. Показатель отказов
Независимо от того, насколько идеально выше мобильное приложение, всегда будут люди, закрывающие его после просмотра одного экрана. Количество таких пользователей — это показатель отказов (Bounce Rate).

Показатель отказов (%) = (количество пользователей, которые вышли после просмотра первого экрана приложения / общее количество пользователей) * 100%

Показатель отказов работает как индикатор полезности приложения: чем он ниже, тем ценнее и привлекательнее ваше приложение для пользователей.
Отследить показатель отказов можно в консоли Google Play или при помощи стороннего аналитического инструмента.

13. Процент отказов
Процент отказов (Abandonment rate) — это процент пользователей, которые добавляют товары в корзину, но не завершают заказ. С его помощью можно отследить эффективность работы приложения, понять, хорошо ли работают продажи в вашем приложении. Измерить процент отказов можно по формуле:
Коэффициент отказа (%) = (количество пользователей, которые бросили корзины с товаром и не завершили заказ / общее количество пользователей, совершивших покупки в этот период) * 100%
Можно напоминать пользователям о незавершённой покупке при помощи push-уведомлений, предлагать скидку, если они завершат заказ в течение определённого времени.
Для отслеживания уровня отказов вам понадобится полноценная аналитическая платформа.

14. Индекс потребительской лояльности
Чтобы узнать, как пользователи относятся к вашему приложению, предложите им оценить его работу по шкале от 1 до 10 (или до 5). После того, как пользователь поставит свою оценку, вы сможете определить его в одну из трёх групп:
  • лояльные пользователи, высоко оценившие приложение;
  • нейтрально настроенные пользователи, давшие среднюю оценку;
  • недовольные пользователи, поставившие низший балл.
Узнать процент довольных и недовольных пользователей просто: разделите количество пользователей из каждой группы на общее количество пользователей, оценивших приложение, и умножьте на 100%.
Следующий шаг — рассчитать индекс потребительской лояльности:
Индекс потребительской активности (%) = лояльные пользователи – недовольные пользователи
Для анализа метрики используйте инструменты оценки потребительской лояльности.

15. Индекс удовлетворённости пользователей
В отличие от предыдущего показателя, отражающего общее впечатление от приложения, индекс удовлетворённости пользователей (CSAT) полезен для оценки отношения пользователей к той или иной функции. Попросите свою аудиторию оценить функции по шкале (1-5 или 1-10), сразу, как они закончат использовать приложение. Затем суммируйте все баллы и поделите их на количество участников опроса.
Для анализа CSAT необходимо интегрировать в приложение SDK другого аналитического инструмента.

16. Отзывы пользователей и рейтинг приложений
Обратная связь необходима, ведь с её помощью вы можете узнать о недостатках приложения, ненужных функциях, неудобном UI/UX и других проблемах, которые вызывают отток аудитории. Положительные отзывы и рейтинг приложения оказывают большое влияние на потенциальных пользователей, которые ещё не определились, устанавливать приложение или нет.
Отслеживать отзывы и рейтинг приложения можно в Google Play Console и App Store Connect.

17. Оплата за приобретение (CPA)
Эта метрика нужна для определения эффективности рекламных кампаний. Вы узнаете сколько стоит приобретение нового пользователя, какой из рекламных каналов наиболее эффективен, а которым стоит перестать пользоваться. Если с таргетинга вы получаете 70% пользователей, а с контекстной рекламы 30%, есть смысл отказаться от контекстной рекламы и сосредоточиться на таргетинге. Такое решение позволит привлекать больше пользователей без значительного увеличения расходов на рекламу.
Рассчитать CPA можно по формуле:
CPA = затраты / количество приобретённых пользователей
Удобно рассчитывать затраты на приобретение новых пользователей позволит интеграция аналитических платформ в приложение.

18. Пожизненная ценность клиента
Пожизненная ценность клиента (LTV) показывает, сколько прибыли принесёт среднестатистический клиент за всё время использования приложения. Эта метрика объединяет в себе сразу несколько факторов, среди которых затраты на рекламу и привлечение клиентов, монетизацию и конверсию приложения.

С помощью LTV вы сможете понять, где дела идут хорошо, а где есть над чем поработать. Вы узнаете, во сколько вам обходится приобретение и потеря одного пользователя, сможете прогнозировать будущее и оценивать вероятность успеха.

Пожизненная ценность клиента (LTV) = средняя стоимость конверсии * среднее количество конверсий * средняя продолжительность жизни клиента с приложением

Приложение будет приносить прибыль только в том случае, если пожизненная ценность клиента окажется выше затрат на его приобретение. Во всех остальных случаях у вас получится нежизнеспособная модель бизнеса.
Подробный отчёт о LTV можно получить при помощи одной из систем аналитики.

Немного о системах аналитики
Владелец мобильного приложения должен регулярно отслеживать отношение пользователей к его продукту. Лучше всего в этом помогут инструменты аналитики мобильных приложений.

Google Analytics — один из наиболее популярных инструментов для измерения и последующего анализа ключевых показателей. Поскольку изначально сервис создавался для веб-сайтов и веб-приложений, это не самый лучший вариант для мобильных приложений, но с основными задачами он справляется прекрасно. GA отслеживает конверсии, формирует перекрёстную сегментацию, отображает статистику в режиме реального времени, можно настроить график для автоматического формирования отчётов.
Стоимость: бесплатно. Для корпоративных клиентов есть премиум версия.


Firebase Analytics — сервис от Google для комплексной аналитики приложения, предоставляет подробные отчёты о событиях и пользователях. Функционал программы включает не только отслеживание различных показателей, но и хранение данных в облачном хранилище. Сервис также помогает в разработке приложений, используя множество интегрированных инструментов. С его помощью можно улучшить пользовательский опыт, повысить эффективность уведомлений, провести A/B тестирование приложения.
Стоимость: сервис частично бесплатный. Для тестирования и хранения данных придётся оплатить этот функционал.

AppMetrica — сервис от Яндекса, который позволяет отслеживать количество скачиваний, собирать отчёты об ошибках и отправке push-уведомлений, есть сегментирование аудитории, отслеживание времени пребывания в приложении, когортный анализ (оценка возврата и вовлеченности аудитории по периодам) и многое другое.
Стоимость: бесплатно (никаких демо-режимов и ограничений). Для работы с сервисом необходимо завести аккаунт в Яндексе.

Flurry — инструмент для сбора и анализа статистики мобильного приложения, можно добавить до 5 приложений одновременно. Платформа ориентирована на сбор данных о пользователях и их действиях, позволяет отслеживать воронки продаж, работать с сегментами аудитории, отслеживать различные данные пользователей, монетизацию (необходимо подключить PayPal).
Стоимость: бесплатно.

AppAnnie — аналитический инструмент, собирающий статистику о пользователях и их действиях, отслеживающий позиции в сторах, монетизацию и эффективность рекламных кампаний, анализирующий рынок мобильных приложений в целом.
Стоимость: есть бесплатный и платный тарифы.

Подведение итогов
Беспощадный рынок мобильных приложений требует всегда держать руку на пульсе происходящего, следить за изменением поведения пользователей, анализировать различные данные. Именно анализ статистических данных поможет принимать верные решения, судить, насколько приложение эффективно и рассчитать выручку. Надёжными помощниками в этом будут инструменты аналитики мобильных приложений и показатели вовлечённости пользователей, которые максимально соответствуют вашим требованиям.